Мир, кажется, долбанулся в хлам. Попы сообщают, что в Великой Отечественной, дескать, погибали по причине "безбожничества" (новое слово в военной истории) и лезут решать, что оставлять в ОМС, а что - нет (на фоне освобождения данной орг-ции от налогов, ее от решения любых бюджетных вопросов, кмк, следует гнать пинками). СК возбуждает дела против докторов, не сумевших реанимировать 22-недельные выкидыши весом в полкило, а за ролевочки-игрулечки (!) граждане готовы писать друг на друга доносы в ФСБ. СССР, говорите, был ымперией зла и тоталитарным гос-вом? Да щаз. На фоне того кафкианства, что с каждым днем набирает обороты, далеко не идеальный и не беспроблемный Советский Союз моих младых лет все больше и чаще кажется сияющим царством здравого смысла. При всей его неидеальности и небеспроблемности, воинствующего маразма и отрыва от объективной реальности там было меньше.

Комментарии
09.07.2019 в 19:05

тварь, воспитанная книгами
Zlobnoe Zverushko Спасибо за пояснение.
В любом случае, я могу понять, почему архаичная крестьянская семья вела себя так, а не иначе - лучшие куски мужикам, взрослым, а дети...как-нибудь. Потому что еды мало, без взрослых подохнут все. А так, пока мужик пашет, и у остальных шансы есть. Но, простите, нафига сейчас этот трэш? Ну и меня очень смущает, когда ситуации времён войны или ещё каких бедствий пытаются ставить примером для мирной жизни. В каких-то условиях и 125 грамм хлеба были спасением, но это же не значит, что сейчас надо жить по таким нормам.
09.07.2019 в 21:22

я могу понять, почему архаичная крестьянская семья вела себя так, а не иначе - лучшие куски мужикам, взрослым, а дети...как-нибудь. Потому что еды мало, без взрослых подохнут все.
Огненный Тигр, еще добавим, что архаичная крестьянская семья была занята выживанием, это был (по нашим понятиям) вечный экстрим на грани трындеца. Дети мерли во младенчестве, "бог дал - бог взял", а когда подрастали хотя бы чуть-чуть - уже впрягались в общую лямку. Младенца понянчить, птицу покормить... да ту ж Тян-Шанскую почитать - никакого Кинга не надо. Кста, у нее сеттинг Черноземье, был на просторах РИ и похуже ахтунг, тут все же условно пригодные для с\х земли и хотя бы гипотетическая возможность норм прокормиться. При этом "норм прокормиться" бабе с детишками, без мужиков, было малореально - изрядное кол-во крестьянского труда беременной или с младенцем непосильно, да и небеременной надо быть той еще матерью-Лосихой, а не недокормленным подростком, чтобы хотя бы в 4 руки осилить. Да тот же лес валить как пример. Строить (без техники и из бревен, естес). Какой-нибудь отхожий промысел типа извоза (погрузка-разгрузка + опасность нападения вовсе уж социально ущемленных - где крепкий и недобрый дядька имеет шансы отмахаться, почти любая дама ляжет в гроб).

Ну и меня очень смущает, когда ситуации времён войны или ещё каких бедствий пытаются ставить примером для мирной жизни.
Любителей таких примеров я оооочень хочу каким-нибудь магиццким образом окунуть в тот антураж, о к-ром они так тоскуют, и посмотреть, как они там перед смертью корячатся. :) Да, я злая. :)
09.07.2019 в 21:35

тварь, воспитанная книгами
Zlobnoe Zverushko Собственно, да, если человек более близкого к нам времени или другой социальной страты тогда с выживанием сталкивался только в моменты каких-то бедствий, то эти люди так жили всегда. И без мужиков было не по силам прожить и физически, и социально - одинокая баба всё равно, что ничья. Похуже ахтунг - то же Поволжье? Потому что русский север, в смысле, Архангельск и ко, кажется, этнографически прилично отличался, там свои заморочки были. Там рыбная ловля, там это всё. Ближе к нашим куршам и ливам, у тех положение женщины было намного стабильнее и выше, чем в "Жизни Ивана".

Любителей таких примеров я оооочень хочу каким-нибудь магиццким образом окунуть в тот антураж, о к-ром они так тоскуют, и посмотреть, как они там перед смертью корячатся. :) Да, я злая. :)

Если получится, позови посмотреть?
09.07.2019 в 21:52

и социально - одинокая баба всё равно, что ничья.
Огненный Тигр, о да, и это тоже. Это вообще мрак.
русский север, в смысле, Архангельск и ко, кажется, этнографически прилично отличался, там свои заморочки были.
Север, но не приморский. Новгородчина, Псковщина, все вот это. *мемуарчиков и трэша*

Если получится, позови посмотреть?
Ох, да если бы я это умела, я бы бесплатный стрим организовала для всех :)
09.07.2019 в 22:07

тварь, воспитанная книгами
Zlobnoe Zverushko А про молодых ли речь? Или про тех, у кого не первая беременность, мягко говоря, и организм изношен? Бабы - понятие растяжимое. Или пили какой-то можжевельник, а отговаривались тяжёлой работой, тоже может быть.
09.07.2019 в 22:07

Злой самаритянин
Могу сказать за удмуртов. Традиционно в их укладе положение женщины было очень и очень даже ничего так. Не притесняли. Даже отдельно какие-то были остатки матриархата (если он вообще в истории был).
И почти до самого последнего (близкого к нам) времени у удмуртов считалось западло, если их женщина выходила замуж за русского, например.
Но вовсе не по тем причинам, что у татар или кавказцев.
Семьи очень переживали за таких девушек, потому как считалось, что русские жен не уважают, русские жен ни во что не ставят, русские жен бьют. Выходить за русского - все равно, что в петлю лезть. Очень нежелательно.
Говорю как есть, так как сама частично удмуртка, часто там бывала, среди прям вот народа и много сказивок и прочего наслушалась, насмотрелась и потом еще начиталась.

З.Ы. И, кстати, мне среди удмурток ни одной затюканной забивашки, терпилы не встречалось. Вот вообще.
09.07.2019 в 22:12

тварь, воспитанная книгами
Tihe Если не ошибаюсь, что-то такое пробегало у латвийских народов. Не то куршей, не то ливов, не то ещё кого из наших. Быть женой русского - это плохо не потому, что национализм (на тот момент это ещё не нация), а потому что плохо обращаются.
09.07.2019 в 22:18

Злой самаритянин
Огненный Тигр, ну, про этих не знаю.
А у удмуртов опять же почти до наших дней дошел кенос, например.
Это такое отдельное жилье на семейном подворье. Нормальное, уютное, отапливаемое. Но отдельно стоящее и со своим входом. В кеносах жили дочки-девушки. Как только вырастали, так и жили своим домиком, но в семье. Пока замуж не выйдут. Парням такой привилегии не предоставлялось - жили со всеми остальными в общем доме.
И у удмуртских женщин всегда было свое неприкосновенное имущество, то есть муж не мог полностью и бесповоротно наложить лапу на приданое.
09.07.2019 в 22:21

А про молодых ли речь? Или про тех, у кого не первая беременность, мягко говоря, и организм изношен?
Огненный Тигр, не знаю. Чисто предположение, что все же про молодых: замуж шли рано, контрацепции не было, в 40-42 считались (да и формально были) уже бабками. Фертильность с возрастом снижается, у изношенного организма она тоже ниже, чем у неизношенного... то есть саги, как "первого ребенка в 16, а последнего под 60 рожали" - это перенос каких-то уникальных случаев редкого физического и репродуктивного здоровья на всех подряд. Собс-на, в тех краях, где еще лет 50 назад рожали, пока рожалка не сломается, стандартный относительно вариант - это последний ребенок, когда первенцу 15-20, т.е. мать в возрасте около 40. Позже - уже единичные случаи, не массово. В среднем, если с 16-20 рожать, сколько получится, то а) получается каждый год у единиц, не массово; б) к 40 и старше многие или вовсе не беременеют, причем без контрацепции, или (что много чаще) на очень ранних сроках организм сам это дело не тянет и происходит выкидыш. Иное - редкие случаи практически уникального здоровья и везения.

Семьи очень переживали за таких девушек, потому как считалось, что русские жен не уважают, русские жен ни во что не ставят, русские жен бьют. Выходить за русского - все равно, что в петлю лезть. Очень нежелательно.
Tihe, вроде у мордвы примерно так же было, но я сама не очевидец, я этнографов читала. :) Там вообще нормальное отношение к женщинам было, даже на девчонке с дитем охотнее женились, чем на невинной деве - дескать, и дите ни при чем, и деваха, раз нормально родила, будет совместных детей ок рожать и не помрет, оставив вдовца с младенцем на руках.
09.07.2019 в 22:25

А у удмуртов опять же почти до наших дней дошел кенос, например.
Это такое отдельное жилье на семейном подворье. Нормальное, уютное, отапливаемое. Но отдельно стоящее и со своим входом. В кеносах жили дочки-девушки. Как только вырастали, так и жили своим домиком, но в семье. Пока замуж не выйдут. Парням такой привилегии не предоставлялось - жили со всеми остальными в общем доме.
И у удмуртских женщин всегда было свое неприкосновенное имущество, то есть муж не мог полностью и бесповоротно наложить лапу на приданое.

Tihe, шикарно.Спасибо за рассказ, если еще чего расскажешь - буду признательна. Про отдельные домики не знала :)
09.07.2019 в 22:36

Алиса осталась на ПМЖ в Зазеркалье
Потому что русский север, в смысле, Архангельск и ко, кажется, этнографически прилично отличался, там свои заморочки были. Там рыбная ловля, там это всё.
Герман в свое время достаточно четко описал в "России молодой" - кормщили там там женщины, и, вообще, повольготнее им там было - больше намеков на равенство. Что-то подобное, кстати было и в еврейских общинах.
09.07.2019 в 22:38

Злой самаритянин
Вот тут кратенько про кеносы. И даже фотки есть и чертежи, как они выглядели:
www.iz-article.ru/kenos_1.html

Здесь, видишь, пишут, что это летнее неотапливаемое помещение.
Но я лично видела кеносы с печками. Так что жили там круглый год.
И да, если семья богатая, то кеносов было несколько - длинное здание, разделенное перегородками. Там и молодожены селились. Но изначально это девичьи светелки, а летом в жару, если кенос большой, то и вся семья могла жить. На первом этаже амбар и хранилища, а на втором - жилье.
09.07.2019 в 22:41

Здесь, видишь, пишут, что это летнее неотапливаемое помещение.
Но я лично видела кеносы с печками. Так что жили там круглый год.

Tihe, спасибо!
Думаю, что тут как с ригами, амбарами и пр. на Руси - у зажиточных людей это могли быть вполне "капитального" вида строения, пофигу, что они хозбытназначения, а у бедных - сараюха с дырявой крышей. Вот и тут - у кого большая зажиточная семья, там печки и все ок, а кто бедный - ну э, еще дрова тратить...
09.07.2019 в 22:42

Злой самаритянин
Нет, странно, упирают на неотапливаемость.
Все кеносы, что я видела, в том числе и оооооочень старинные, были с печками.
Да, с маленькими печками, не как русская большая, но с печками.
Большие же печи была в общих семейных домах.
09.07.2019 в 22:47

Все кеносы, что я видела, в том числе и оооооочень старинные, были с печками.
Да, с маленькими печками, не как русская большая, но с печками.

Tihe, ну вообще я глянула фото и схемы - домик-то качественный, тепло должен держать ок. И, возможно, те небольшие печки - для готовки? То есть, описывающие сочли их плитами для еды, а не отопительными?
09.07.2019 в 22:54

Злой самаритянин
И, возможно, те небольшие печки - для готовки?

Ну, может.

Но у удмуртов даже хлевы-сараи для скота были с печками. Были летние сарайчики-загоны и были зимние, особенно для молодняка. И их строго топили.
Это уж мне отец рассказывал, его это обязанностью было.
И он часто в этих клетях, растопив печку, засыпал в окружении ягнят, пока его, сонного, отец или мать домой не уносили.
Ягнята его убаюкивали. *)))
А уж кеносы тем более не морозили - там же люди живут.
09.07.2019 в 22:57

И он часто в этих клетях, растопив печку, засыпал в окружении ягнят, пока его, сонного, отец или мать домой не уносили.
Ягнята его убаюкивали. *)))

Tihe, трогательно как :)
Кстати, да, няшная теплая ручная живность офигенно усыпляет :) А ягнята, пока мелкие, еще очень мимими на ощупь, ну и гладиться не против. Зверям же, пока мелкие, почти пофигу, к мамке или к человеку привычному прижиматься.
10.07.2019 в 20:54

Злой самаритянин
трогательно как

Ага. *)
Он и сам трогательный, особенно когда всякое такое рассказывает. *)